Одна из неприятных особенностей электрического и электронного оборудования — это то, что оно имеет свойство выходить из строя. Однако у потребителей разные ответы на вопрос, стоит ли ремонтировать поврежденное изделие. Каждый второй из нас имеет тенденцию ремонтировать холодильники, морозильники, телевизоры и стиральные машины, а приборы для ухода за волосами, электрические чайники и микроволновые печи считают ремонтопригодными только десятая часть потребителей страны. Это было выявлено в ходе опроса, инициированного Ассоциацией дистрибьюторов электроники (EPA).
Меньше ремонтируем — увеличиваем количество отходов
«Проведенный нашей ассоциацией опрос показал, что очень много — даже 80 процентов. — Жители нашей страны не заботятся о ремонте неисправного электрического и электронного оборудования. Во многих случаях не ремонтируются и несложные и достойные ремонта устройства. Следовательно, большая часть такого оборудования становится ненужной. И хуже всего то, что некоторые потребители не знают, как безопасно сортировать эти отходы и куда их складывать, чтобы они не наносили вреда здоровью человека и окружающей среде», — говорит руководитель проекта EPA.
Опрос показал, что холодильники, посудомоечные машины, электрические плиты, телевизоры, стиральные машины и компьютеры — это основная электроника, которую как минимум каждый второй (45-50%) житель страны стремится ремонтировать. Приборы для ухода за волосами, электрические чайники и микроволновые печи входят в тройку наименее ремонтируемых электронных продуктов. Только 10-11% отремонтируют это оборудование.
Чем они моложе, тем реже выбирают ремонт
Пылесосы, видео- и аудиоплееры, усилители звука, кухонные комбайны, измельчители, венчики, кондиционеры, вентиляторы и вытяжки относятся к ремонтопригодным устройствам, так считают 16-19% участников опроса. Утюги, электронагреватели, принтеры и сканеры отремонтируют всего на 14% участников опроса.
«Быстрый темп жизни и постоянно улучшающиеся примеры различного электрического и электронного оборудования, появляющегося на рынке, вероятно, также означают, что мы меньше заботимся о ремонте различного неисправного оборудования. Это особенно актуально для молодых потребителей. Согласно опросу, чем моложе потребитель, тем меньше у него шансов отремонтировать неисправное электрическое или электронное устройство, возможно потому, что молодому человеку все нужно здесь и сейчас, он не склонен ждать, пока товар будет отремонтирован», — отмечает специалист.
Исследование также показало, что бытовая техника ремонтируется жильцами крайне редко. Чаще ремонтируют мобильные телефоны и компьютеры (4-5%). По словам эксперта, это можно объяснить тем, что многие из нас склонны делать то, что умеют лучше всего, и не тратить время на работу, которую они не знают.
Иногда стоит исправить
По словам директора UAB Technikai, предлагающего услуги по ремонту электроники и электрооборудования, люди обычно обращаются к своим специалистам за ремонтом ноутбука или планшета, мобильного телефона, телевизора. Некоторые люди также обращаются к нам, когда выходит из строя кофемашина.
«Например, хороший телефон или компьютер стоит около 1000 евро, без 500 евро телевизор не купишь, да и кофемашины тоже дорогие. Однако мы также получаем огромный поток различного другого оборудования, начиная с электрической зубной щетки, щипцов для выпрямления волос, измельчителей, шейкеров и заканчивая всем остальным оборудованием, для работы которого требуется электричество», — говорит специалист.
Многие люди доводят до отказа сломанные насосы. Основная проблема с помпой — перегоревший мотор. Ремонт такого насоса с учетом необходимых запчастей обойдется в 60-80 евро. В результате многие люди предпочитают отказаться от ремонта. Аналогичное решение принимается при выходе из строя микроволновой печи, когда перегорает важнейший ее элемент — магнетрон — его цена составляет основную часть цены этой духовки. По словам рабочих, занимающихся ремонтом, обычно больше не стоит ремонтировать дешевые китайские устройства, для которых нет подробных правил и поиск которых будет стоить дороже, чем все устройство.
Есть ли устройства, которые люди могут отремонтировать самостоятельно?
«Иногда люди приносят вышедшее из строя оборудование, выходом из строя которого является неисправная электрическая вилка. Чтобы исправить это, обычно достаточно ослабить, а затем затянуть три винта», — поясняет специалист.
В качестве одного из аргументов, почему это стоит исправить, глава компании приводит тот факт, что очень часто серия продуктов имеет одно слабое место. В случае ремонта такое изделие может прослужить очень долго. Специалисты компании убедились, что иногда люди, как по договоренности, всегда носят одни и те же вещи с одним и тем же недостатком.
Призывы к исправлению, когда это возможно
«По нашим данным, 18 процентов электронных устройств в домах жителей нашей страны не используются. Наша ассоциация постоянно напоминает людям и природе об опасностях, исходящих от небезопасного или безответственного выбракованного оборудования с истекшим сроком эксплуатации, а также способствует циркулярному поведению потребителей и их совместному использованию. Один из способов уменьшить количество электрических и электронных отходов — отремонтировать и использовать как можно дольше предметы, которые еще могут функционировать», — отмечает руководитель проекта.
Специалист также отмечает, что владельцы неисправной, но поддающейся ремонту бытовой техники, решая не ремонтировать и покупать новую, часто недооценивают несколько важных преимуществ выбора ремонта.
Почему выбирают ремонт электрического и электронного оборудования
Мы могли сэкономить деньги. Очень часто ремонт электрического и электронного оборудования обходится дешевле, чем новинка. EPA рекомендует выбирать ремонт в тех случаях, когда ремонт не превышает 50 процентов цены на новое оборудование.
Мы не стали бы тратить время на выбор и транспортировку. Оценивая, сколько времени мы тратим на поиск мастера или транспортировку предмета к нужному месту, мы часто забываем, что иногда необходимо потратить несколько дней на серфинг в Интернете или посещение магазинов, тратя время зря и задавая вопросы о качестве устройства на форумах потребителей и задавая вопросы менеджерам магазина. У новых предметов часто есть новые функции, которыми нужно научиться управлять. Перенос данных со старого компьютера или телефона на новое оборудование также требует времени.
Выбирая ремонт оборудования, которое подлежит ремонту, мы вносим свой вклад в поддержание устойчивой окружающей среды. Другими словами, мы сокращаем количество отходов электрического и электронного оборудования в мире. В конце концов, мы все еще учимся правильно сортировать эти отходы и управлять ими.
Мы бы жили чище и просторнее. Если мы решили купить новую вещь, но не ремонтируем старую, мы кладем последнюю в ящик, полку, шкаф или кладовую. Часто это пространство, в котором слишком высокая или слишком низкая температура отрицательно влияет на оборудование и приводит к разложению его компонентов. Таким образом, мы не только загружаем неиспользованные предметы, но и загрязняем окружающую среду и рискуем своим здоровьем.